Какова ваша первая ассоциация со словом «танго»? Если вы не танцуете, то скорее всего это парный танец под этикеткой «страсть»: мужчина в костюме и шляпе и женщина на высоких каблуках в платье с разрезом, из которого то и дело, как клинок, сверкает обнаженная нога. Красная роза в зубах дополняет картину. Спектакли аргентинского танго на сцене театров и в кафе для туристов в Буэнос‐Айресе транслируют этот образ, насыщенный акробатикой и картинным эротизмом. Но существует еще и другое танго, невидимое для непосвященных, танго, которое мы называем «социальным» и которое танцуют любители и профессионалы на специально для этого организованных вечеринках, фестивалях и марафонах. Социальному танго обучают в школах танго и преподают его люди, зачастую не связанные с тем, что мы видим на сцене. И это социальное танго — особенный мир, способный коренным образом изменить вашу жизнь.

Танго как социальный танец вырос на идее импровизации вдвоем с использованием богатого лексикона движений, формируемых по мере развития танго как субкультуры. Танго поэтому можно сравнить с языком, на котором мы учимся разговаривать с другим человеком, причем каждый отдельный разговор будет неповторим. В любой момент партнеры, импровизируя, решают, о чем и как они будут «разговаривать» в зависимости от музыки, навыков и желания. А так как лексикон танго очень разнообразен, то и вариантов «разговора» немыслимое количество. Здесь, в первую очередь, важно не то, как танец выглядит извне, а то, как вы ощущаете в нем себя, музыку и партнера.

В танго многие приходят в одиночку, зачастую после крупной перемены жизненных обстоятельств: разрыва длительных отношений, переезда, начала профессиональной жизни, взросления детей. Иногда ради того, чтобы заняться чем‐то новым, чем давно хотелось заняться, иногда ради встреч с противоположным полом, социального общения, танца и движения. Кто‐то остается из‐за красивой музыки, кого‐то увлекает структура танца, кого‐то сам факт импровизации вдвоем. В танго также приходят сложившиеся пары, ищущие, чем заняться вместе.

Фото: Stephen Nugent

Фото: Stephen Nugent

Первое, что разбивается вдребезги при более подробном ознакомлении с этим танцем, так это именно тот вульгарный образ дешевого эротизма, описанный в начале. На его место постепенно приходит понимание танго как танца двух разных энергий, встретившихся в музыке и вступающих в непредсказуемое и одновременно глубоко гармоничное взаимодействие. В этом плане настоящее танго напоминает хороший секс, а также хороший разговор по душам.

Человека, впервые наблюдающего милонгу (вечеринку танго), скорее всего удивит именно интимность происходящего на танцполе, несмотря на динамичность самого танца и драматичность музыки. Мужчина и женщина, становясь в пару, крепко обнимаются и начинают двигаться в унисон, гармонично, но без показухи. Основным структурным элементом является ходьба вдвоем, в объятии, причем мужчина «ведет», двигаясь вперед по линии танца, а женщина «следует», шагая назад. Но полагать при этом, что эдакий крутой мачо управляет пассивной принцессой в красивом платье так же неверно, как полагать, что классическая балерина — создание хрупкое и нежное, ибо изображает призрак умершей девушки. Танго, как и все танцы, воплощает определенный культурный взгляд на то, что значит быть мужчиной и женщиной и этот взгляд обусловлен одновременно и европейскими, и латино‐американскими корнями. Отсюда и образ щегольски одетого, уверенного в себе мужчины‐соблазнителя, и образ чувственной, но изменчивой, роковой женщины. Но это только поверхность. В танго, как и в любом танце, истинный смысл запрятан глубже.

Многие танцующие говорят, что танго для них нечто гораздо большее, чем просто танец, и что занятия танго тем или иным образом меняют их жизнь. Что же конкретно происходит и чему можно научиться в танго помимо танца?

Первое и пожалуй самое важное — вступать в близкий телесный контакт с другим человеком, который может быть чувственным, прочувствованным, музыкальным, интимным, но не сексуальным. Звучит парадоксально, учитывая эротические коннотации танго. Подобных контактов очень сильно не хватает современному человеку в урбанизированной среде. Наше окружение не предоставляет нам почти никаких возможностей для простого телесного контакта, не отягощенного двусмысленностью. Прикасаться к друзьям мы осторожничаем, к коллегам не рискуем, любимый человек может на данный момент в нашей жизни отсутствовать, а с близкими родственниками и детьми тоже не всегда все просто. Между тем появляется все больше исследований о том, что телесный контакт помогает бороться с депрессией и тревогой, укрепляет иммунную систему, повышает уровень «гормона любви». Популярность танго и других парных танцев, на мой взгляд, частично объясняется тем, что они восполняют дефицит телесного контакта и дефицит движения у современного человека. Изначально, как и любой парный танец, танго предоставляло возможность мужчинам и женщинам знакомиться и влюбляться в то время, когда межгендерное общение было строго регламентировано. Но несмотря на сексуальную свободу в наше время, парные танцы продолжают предлагать живую среду для общения, хотя акцент уже смещен со знакомства на сам танец.

Задавая четкие рамки, танго предоставляет безопасное пространство для телесного человеческого контакта в самом широком смысле слова. Одновременно оно приглашает идти на контакт с другим человеком именно так, как лично вам этого хочется и с кем вам этого хочется. Танго потребует от вас быть самим собой. Если в жизни вы привыкли прятаться за маской успешного, уверенного в себе человека, не знающего слабостей и сомнений, то в танго это не сработает, хотя бы потому, что вам придется учиться танцевать с нуля и постоянно сталкиваться с собственной уязвимостью. Но и настоящая близость с другим человеком возможна только тогда, когда у вас хватает храбрости показать, кем вы являетесь на самом деле, а также принять аутентичность другого, нередко незнакомого вам человека. Именно эта незащищенность и позволяет создавать истинную близость. Социальное танго является по сути танцевальным отражением человеческой жизни как череды встреч и отношений с Другим.

Фото: Elvis Alsic

Фото: Elvis Alsic

Второй важный момент в танго — научиться доверять потоку и действовать спонтанно, полностью проживая настоящий момент. Танго можно рассматривать как некую двигательную практику осознанности. Чтобы танец получился и приносил удовольствие, оба партнера должны войти в «поток» и целиком присутствовать, непрерывно общаясь друг с другом при помощи танцевальных движений. Этот опыт важен сам по себе и совершенно не зависит от того, хорошо или плохо вы танцуете. Глубоко осознанное проживание настоящего момента всегда влечет за собой внутреннюю трансформацию, приводящую вас к самому себе, к вашей сути, вашим желаниям, целям и эмоциям, давая вам почувствовать, что для вас в жизни важно, а что нет, что вы себе позволяете, а что — запрещаете. Таким образом танго становится как бы зеркалом вашей остальной жизни и неизбежно возникает вопрос: живу ли я в согласии с самим собой, приносит ли моя жизнь мне радость? Если нет, то что я могу изменить?

И, наконец, третий важный момент личностного развития в танго — это понимание, через банальные двигательные механизмы, что истинный контакт возможен только между независимыми друг от друга партнерами, или, в танго‐терминологии, когда каждый из них находится «в равновесии», то есть в каждый момент танца ищет собственную точку опоры, собственную ось и максимальный комфорт для своего тела, не используя для этого другого человека. Занимаясь танго, очень быстро приходишь к выводу, что мачо и принцесса никогда друг с другом не станцуют. Чтобы случилось настоящее танго, оба партнера должны чутко слушать другого и активно взаимодействовать, а так как мачо не умеет слушать, а принцесса не умеет проявлять инициативу, то и танго вдвоем им не светит. Любая зависимость и использование другого человека в своих целях никогда не приведут к настоящему танго. Многие сложившиеся пары, приходя в танго, с удивлением обнаруживают в своих отношениях подспудные механизмы зависимости, обид, избегания ответственности или перекладывания вины за ошибки на другого. Эта парная динамика выходит на свет в процессе обучения, давая возможность пересмотреть и улучшить близость в паре. Также люди часто встречаются со своей теневой, отрицаемой стороной: боязнью настоящей близости, эмоциональной зависимостью от другого, отсутствием уверенности в себе или доверия к миру. Звучит пугающе, но личностный рост невозможен без осознания существующих психологических проблем, а танго способно предоставить возможности для личностного развития, оставаясь хобби для удовольствия и доставляя уйму радости.

Извне этот танец может казаться просто синхронным движением под музыку или прелюдией к интимным отношениям, но изнутри это не то и не другое. Танцующие чувствуют себя посвященными в таинство, которое невозможно передать словами. Чем больше танго тебя захватывает, тем больше понимаешь, насколько оно, по сути, метафорично для любого человеческого контакта, будь то любовь, секс, дружба, родительство или сотрудничество. А это означает, что, научившись истинной близости на универсальном, первичном уровне телесных движений, мы можем затем использовать этот навык в других областях жизни.

Фото обложки: Marc Grémillon

Помочь порталу
Поделиться

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

ПОМОЧЬ МАТРОНАМ
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Комментарии


wpDiscuz

Об авторе

Танцовщица и преподаватель танго, популярный танго-блогер (статьи Вероники переведены на 15 языков и разошлись по всему миру) и автор книги «Why tango». Живет в Париже, где совместно с коллегами основала школу «Танго Мон Амур» (www.verotango.com).

Другие статьи автора

Похожие статьи