Источник: semirina

Читайте также: Блеф, или Что делать с «Россиротпромом» (+Фото) (+Видео)

Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с мнением, что маленькие дети — совсем несмышленыши и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь. 

А в последнее время появилось уж совсем дикое — некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает (совсем обалдели!), погрозить пальчиком и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится — отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!).

Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности, проведенными Д. Боулби. А также с трудами М. Эйнсуорт. И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов.

Это документальные фильмы, снятые в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью. Мне удалось найти только один из этих фильмов — «Джон». О нем я и хотела рассказать в этой статье с сотней фотографий. Прошу прощения за плохое качество картинок. Фильм есть на торрентах, можно посмотреть.

jj1

Итак, веселому и славному малышу Джону — 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней. Малышу ещё никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.

jj2

В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило.

День первый

Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей. j1 Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома. j2

Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он предпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.

j3

В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!»

Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.

j4

j5

Во время отхода к дневному сну Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит.

j6

После сна приходит отец Джона. Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.

j7

j8

Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам.

j9

Вскоре к Джону подходит девочка и отнимает его игрушку.

j10

Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.

j11

Но вечером в ванной его купает уже другая сестра.

j12

Это — четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.

j13

День второй

Джон часто стоит в стороне один или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют свое внимание более требовательным детям, таким, как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.

j14

Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным.

Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джейн занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.

j15

Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.

j16

j17

На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.

j18

j19

В этот раз он довольно быстро успокаивается на руках у Мэри и начинает играть с ней.

j20

Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит.

День третий

С самого утра Джон выглядит несчастным.

j21

Он часто поворачивается ко всем спиной и играет маленькими игрушками.

j22

В группе снова новая сестра. 

j23

Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем. Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.

j24

Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги. Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.

j25

Только с отцом Джон снова на какое-то время становится милым и веселым ребенком.

j26

Так проходит ещё один день…

День четвертый

Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного. Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. И снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…

j27

Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом — сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.

j28

Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.

j29

Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.

j30

Он отказывается от еды.

j31

После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, что он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец дает ему место подле себя.

j32

На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.

j33

j34

Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.

j35

j36

Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята.

Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.

j37

После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один.

j38

Джон ничего не съел на завтрак и обед. На ужин он снова отказывается от еды. Перед сном мальчик очень сильно плачет.

j39

Он не может больше справляться со своим несчастьем.

День пятый

На пятый день сестра Мэри стала беспокоиться — несчастье Джона стало слишком очевидным.

Но из-за большого количества детей она не может уделить ему достаточно внимания. Джон не оставляет свои попытки занять место возле нее — он снова и снова подбирается к ней с большим медведем. Когда ему это удается, он затихает. И опять сосет пальчик, прикрывшись медведем от окружающего мира.

j40

j41

Джон все время пытается быть ближе к Мэри. Он уже отказывается играть с игрушками. Ребенок нуждается в успокоении, а не в игре.

Не добившись места подле Мэри, Джон кладет на пол медведя и утыкается в него. Ему очень тяжело. Но его горе остается незамеченным в потоке жизни группы.

j42

Малыш стоит возле двери и растерянно оглядывается по сторонам. Другие дети иногда подходят к Джону. Они дергают его за руки и шлепают по лицу. Но Джон не реагирует на них.

j43

Малыш больше не может справиться со своим горем и начинает очень сильно плакать. Только тогда Мэри отдает ему все свое внимание. Но и после этого Джон долго безутешен.

j44

j45

j46

Через какое-то время он немножко оттаивает. Заметно, что у него сложились теплые отношения именно с Мэри.

j47

 

Но необходимость Мэри оставить его, чтобы заняться другими детьми, мешает этим отношениям. Она отходит от него, и он снова начинает горевать.

j48

Горе его так велико, что Мэри приходится полностью оставить других детей и остаться с ним. Джон не желает слазить с ее рук. Заметно, что ему плохо даже у нее на руках. Сидя на коленях у Мэри, он все время сосет пальчик, безучастно глядя в одну точку.

j49

День шестой

Джон страдает. Он идет к сестре, прижимая к себе медведя.

j50

Но новая сестра недооценивает тяжелое состояние Джона, хотя он плачет не переставая. Нельзя сказать, что сестра не добра к детям, но ежедневная рутина не дает ей уделить Джону достаточно внимания. Джон долго-долго стоит у двери и горько плачет.

j51

Джон начинает протестовать: кричит, скидывает вещи со столика. А потом берет свое одеяльце и уходит в угол.

j52

В этот день он снова ничего не ест. Все попытки накормить его безуспешны.

j53

j54

Визит отца приносит Джону надежду. На его лице появляется оживление. Малыш надеется вернуться домой.

j55

j56

Мальчик показывает на дверь и приносит отцу свои ботиночки.

j57

j58

Но отец продолжает оставаться на месте. И Джон начинает плакать. Он слазит с рук отца, ложится на пол у его ног и сосет пальчик.

j59

А затем идет к сестре Мэри.

j60

Джон не подходит больше к отцу.

j61

j62

После его ухода он снова идет к Мэри за успокоением.

j63

j64

j65

Вечером перед сном сестра Мэри вынуждена заботиться о других детях. Джон смотрит на нее, зовет ее слабым голосом.

j66

j67

И снова начинает плакать в кроватке. Горько и безутешно.

j68

День седьмой

j69

Джон не хочет играть. Он не хочет есть. Нет никого, с кем он мог бы быть рядом. Мальчик тихо лежит на полу посреди группы.

j70

В обед Джон сбрасывает на пол тарелку с едой и уходит.

j71

Несколько раз он подходит к Джойс, пытаясь получить ее внимание. Трогает ее руки, перелистывает бумаги, ложится ей на колени. Он плачет, и плачет, и плачет.

j72

j73

j74

Плачущий и слабый Джон уже не пытается получить внимание сестры. Смирившись с тем, что не получит его, он снова и снова обнимает медведя и накрывается своим домашним одеяльцем.

j75

j76

Он сидит на полу один и плачет, закрывая лицо руками.

j77

Вечером снова дежурит Мэри. Джон ложится в кроватку, уже не протестуя. Он долго и тихо лежит там и сосет пальчик, пока наконец не приходит сон.

j78

День восьмой

j79

Джон в апатии. Он лежит на медведе, не реагируя на действия других детей. Иногда он подходит и молча ложится на колени Джейн. А затем снова ложится на медведя.

j80

Джон постоянно плакал в последние дни и ничего не ел. Он очень ослаб.

j81

Сестры меняются. Но Джону, похоже, уже все равно.

j82

Сестра пытается утешить Джона, но вокруг слишком много детей, и они не позволяют ей быть с ним.

Джон уже не обращает внимания ни на что. Он сидит на коленях у сестры, прижимается к ней и сосет пальчик. Каждый раз, когда подходит кто-то из детей, Джон начинает горько плакать.

j83

j84

j85

Он безвольно лежит на коленях у сестры. И плачет снова и снова каждый раз, когда кто-то из детей походит к ним.

j86

j87

Он все чаще и чаще закрывает лицо руками и ложится на пол. Он не успокаивается даже на руках у Мэри.

j88

j89

Джон долго-долго сидит один на стульчике, держа в руках свое одеяльце. Он не реагирует даже на открывающуюся дверь.

j90

Джон голоден. Он сидит за столом, но не может поесть — он слишком расстроен. Приходит отец. Он пытается накормить Джона, но его приход не облегчает состояние мальчика. Джон берет хлеб, но из-за рыданий не может откусить даже кусочек.

j91

j92

Джон долго плачет и на руках у отца. Наконец он затихает.

j93

Но отцу уже пора уходить. Джон начинает рыдать. Джойс пытается успокоить Джона, сестра Кристен пытается сделать это, Мэри пытается сделать это. Но Джон безутешен.

j94

Наконец Джон ложится на медведя в дальнем углу комнаты и снова начинает сосать пальчик, не реагируя на окружающий мир.

j95

j96

День девятый

Джон плачет с самого утра.

j97

Сейчас десять часов, и скоро должна прийти его мать.

j98

Когда она заходит, Джон вдруг начинает сильнее цепляться за медсестру и сильно плакать. Он не хочет идти на руки к матери.

j99

j100

j101

Мать растеряна, она пытается заговорить с Джоном, но он отворачивается от нее и начинает плакать ещё сильнее.

j102

j103

 

Он ложится на плечо сестры, кидает короткий взгляд на мать и снова отворачивается. Мать берет его на руки. Джон затихает и начинает сосать пальчик, не глядя на нее.

j104

Через минуту он уходит от матери и возвращается к Джойс. Он плачет очень сильно, кидая короткие взгляды на мать и тут же отворачиваясь от нее.

j105

j106

j107

 

Мать пытается взять сына на руки, он вырывается. Затем снова затихает, прижимается к ней и сосет пальчик. Точно так же, как он делал это в последние дни на руках у сестер.

j108

j109

Приходит отец. И Джон тут же вырывается из рук матери, перебираясь к нему.

j110

У него на руках Джон в первый раз смотрит на мать. Такого взгляда своего сына женщина не видела никогда.

j111

Есть основания предполагать, что Джон уже не станет прежним. Что-то очень важное сломалось в его душе. И эта травма останется с ним на всю жизнь.

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Ежик

Мораль:Джон должен был остаться единственным ребенком.

Alenuschka

а) не остроумно
б) иногда наличие меньших братьев или сестер способствует пробуждению чувств, учит заботе о других людях. спасает ребенка от плюшевого медведя короче.

Manypenny

Ну не в 18 же месяцев учиться заботе. Рановато еще.

Ежик

Но если мама уехала в роддом на 9 дней,а мальчик остался один,и "что-то сломалось в его душе и он никогда не будет как прежде". Вывод какой? Маме не ездить в роддом, дабы не допускать слома в душе.
И это не остороумие. Это такая реакция на манипулятивный по сути текст.

имечко

Вряд ли требовалось столько времени — целых 9 дней,чтобы родить ему братика. Отец мог нанять няню,попросить родных в конце концов, и был бы с ним по вечерам. Бесчеловечный эксперимент.

Гоблинище

Я тоже подумала. Почему-то он не мог остаться дома хоть с отцом, на время, пока мать была в роддоме. Тогда что же делать?
А еще знаю, что у моей подруги двухмесячная дочка почти два месяца была с бабушкой, потому что мать была в больнице. С бабушкой это конечно не дом малютки, но и не с матерью же. А куда деваться? как быть?

Sen_Zoid

А я вообще не уловила связи между вторым ребёнком и сдачей первого в дом малютки. Не так уж мало вокруг погодок, но никого вот так, на недельку, вроде бы не сдавали, максимум — бабушке, но там хотя бы бабушка всё время одна и та же и в полном распоряжении ребёнка.

Neta

Не у всех есть бабушки. Меня бы не отдали в ясли в 8 месяцев, если бы у меня были бабушки или дедушки. Возможно, и в этом случае не было родственников.

ККК

Жуткая история. У родителей, что эмоциональная тупость? Слабоумие? Нельзя было нанять няню, что бы мальчик был ДОМА. Если настолько бедны- зачем второй ребенок? Что то я эмоционально…

Елена

"Предлагаете" второго убить, чтобы первый не страдал и не ревновал потом? потом это старый фильм, тогда было другое соц законодательство.

Ирина

Согласна, а папа мальчика меня убил. Ничего не попытался исправить, тупо "посещал сына", не попробовал понять собственного ребенка.

Alenuschka

Где-то встречала термин специальный, которым обозначается такое безразличное поведение ребенка, сопровождающееся повторяющимися движениями, но никак не вспомню, как это называется. Не важно — главное, что из этого поведения у особо "счастливых" вроде меня людей развивается мечтательность, от которой очень серьезно святые отцы церкви предупреждают. И бороться с ней крайне тяжело. А надо — не проводить же всю жизнь, прячась от каждого пустяка с медведем в углу…

Депривация

Alenuschka

Точно, спасибо.

Malkona

Все правда.
В год меня положили в больницу с ухом. Одну. Когда выписывали, я не хотела идти ни к кому их родных, цеплялась за медсестру.
Мне это рассказали.
Люди настолько глупы, что не понимают, что они делают с детьми? Или настолько зависимы от работодателя и системы, что не могут дать детям жизненно необходимое внимание?

Neta

Меня отдали в ясли на полный день в 8 месяцев. Это была вынужденная необходимость, и дальше я так и прошла все положенное в советском детстве: ясли, сад, пионерлагеря. Мои ближайшие друзья воспитывались также, поэтому нам казалось, что так и должно быть. Не могу судить, сломало ли меня это, но, очевидно, все-таки нет, потому что я не из тех сильных личностей, которые могут противостоять неблагоприятным обстоятельствам и раз я все-таки смогла иметь друзей, семью, то, наверно, опрометчиво делать прогнозы на всю жизнь из травм детства.

Alenuschka

Я думаю, тут все как раз наоборот работает — не прогнозы, а поиск причин в детстве, если во взрослом возрасте возникают серьезные проблемы, например, с близостью с другими людьми. Конечно, не каждый ребенок так бы среагировал на отсутствие мамы, все-таки каждый человек — уникальная личность. Просто есть те, кто предрасположен в силу тех или иных причин.

Sen_Zoid

Угу, моя в 18 месяцев только-только отходить от меня начала, и то должна всё время меня видеть. Её фиг куда сдашь, будет всеми когтями держаться))

Гость

Смотрела… Душераздирающе.

Светла

Какой ужас. Бедный малыш. Так хочется надеяться, что любовь матери и отца залечит раны его души. Моему старшему сыну в 5 лет пришлось лежать в больнице с желтухой, это были тяжелые недели для нас обоих, но ему, несомненно, тяжелее. Когда вскоре нам дали путевку в хороший санаторий, сынишка так плакал, так просил не отправлять его, обещал "больше никогда не болеть", что я не смогла идти против. Мы поплакали, крепко обнявшись, и решили, что никуда он не едет. Самое забавное, что Алешка болеть действительно перестал. Как говорится, хотите верьте, хотите нет. Если серьезно, думаю, что наконец сыграли свою положительную роль ежегодная… Читать далее »

Вера

(вопрос к модератору: почему мне не удается написать все это в одном комменте? не в первый раз. Хотя у других я видела комментарии гораздо длиннее)

Вера, Вы не зарегистрированы в системе, пишете как гость. Длинные сообщений от гостей система не пропускает.

алла

Только что прочитала статью "Грех отстраненности" на сайте "Православие и мир", когда защищаясь от всего, что нарушает наше спокойствие, мы закрываемся в "своем домике", отчуждаясь от "несвоей" боли и беды. Написала об этом, потому что на проведенные девять дней малышом без мамы, т. е. вне дома, могут показаться сущим пустяком на фоне существующих катаклизмов нашего неспокойного времени. И последняя фраза кажется немного пафосной, но в этом есть правда. Душа человека (взрослого и маленького) очень хрупкая, и как нам нужно быть бережными с детьми, родителями, просто окружающими людьми.

Olya

Слезы горькие! Бедный малыш! А ведь у мамы, похоже, не было другого выхода, она оставила малыша вынужденно. А что же происходит с детьми, которых мама вынуждена была оставить на более долгий срок? Что говорят психологи?

Похожие статьи